вторник, 7 апреля 2020 г.

Как вовлечь ученика в работу на дистанционном обучении

Ученики оказались в ситуации, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше,  и учителя столкнулись с тем, что учащиеся не включаются в работу.

В сложившейся культуре учебного процесса ученики привыкли работу, которую выполняют дома, делать не для себя, а для учителя. Такое отношение они перенесли и на дистанционное обучение. Поэтому если можно не работать или поработать в пол силы, ученики этим  воспользуются. 

Давайте рассмотрим 6 факторов, которые  влияют на вовлечение в учебную работу. 

Право не понимать и ошибаться 
Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу.
Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку.»
Это относится и к обучению.  Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится  как к части развития. 
Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. 
Ученикам важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники. 

Чувство, что ты справишься
Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием. 

Моя дочь, которая учится в девятом классе, получила задание по истории — написать эссе. Она спросила:  “А делать-то что?” Задание ясно, но, с чего начать и как писать, было непонятно. Вместе мы составили план, поговорили об историческом событии, обсудили ключевые понятия, я ответила на вопросы, она села за компьютер и за часа 1,5 написала эссе. Без поддержки она бы работу не сдала и даже бы не приступила к её написанию.

Когда задание подано так, что ученик не понимает, с какой стороны к нему подойти, вероятность, что оно останется невыполненным, будет высока. Поэтому продумываем систему поддержки: доступные краткие инструкции, подсказки, самопроверка, чат для вопросов, объяснение при помощи  видео- или аудио связи и так далее.

Понимание смысла работы, которую выполняешь
Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы затратить на это меньше времени.

Вспомните себя на курсах, на которые в добровольно-принудительном порядке отправляет администрация школы. Возможно, в течение занятий вы читаете книгу, вяжете, проверяете работы и так далее. Так происходит, потому что для вас этот курс не ценен, вы его не выбирали и смысла в том, чтобы обучаться здесь, вы не видите.

Один из педагогических инвариантов Селестена Френе звучит так: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны”.

Доносите до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случаем мы не будем слышать знакомое “да зачем это надо?”

Наличие выбора
Выбор дает ощущение свободы. Когда ученик делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Значит вероятность того, что работа будет проделана, возрастает. 

Однажды коллега рассказала, что она всегда предлагает выбор ученикам, Например, говорит на уроке: “Либо вы делаете задание, либо я ставлю единицу”. 

Это не выбор, это манипуляция, которая не способствует тому, чтобы ученик стал самостоятельным и ответственным. 

Предлагайте учащимся выбор в заданиях по уровню сложности, в способах выполнения работы, в выборе количества заданий и так далее. Важно, чтобы ученик понимал: у него есть выбор.

Подача учебного материала
Доставка контента для поколения TikTok  — задача непростая. Плоский текст учебника не вовлекает.  Видео скучного урока — это скучное видео. А для вовлечения нужен интерактив и сторителлинг.

Сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” была написана как учебник географии для шведских школьников. Однако Министерство образования Швеции не дало добро на издание этой книги как учебника. Объяснение было следующим: учебник не может быть таким интересным. 

Авторы школьных учебников, видимо, тоже придерживаются этого мнения. Ученики не читали учебники и во время дистанционной работы читать не начнут. Даже  если мы текст с учебников напечатаем на слайдах презентации и добавим картинки.

Учебные материалы могут быть интересными.  Продумывайте подачу материала: короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы, анимации и так далее.

Понимание, что ты не один
Учебный процесс — командная работа. Когда есть понимание, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в учебном пространстве мы учимся друг у друга, что нет атмосферы конкуренции и вражды, ученик проявляет активность.
Каждый день получаю сообщения учителей с вопросом: “Как сделать так, чтобы ученики не видели работ друг друга”. 
Идите от обратного, сделайте так, чтобы ученики не только видели работы друг друга, но работали над заданиями совместно и учились друг у друга. Работая таким образом, ученики научатся использовать помощь одноклассника как ресурс для своего развития, а не как возможность списать, чтобы сдать работу учителю.  
Важно, чтобы ученики чувствовали, что учитель нужен не для контроля, а для помощи, так как учебный процесс — командная работа.

Обучение дается нелегко. Для того чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка.

Ученик работает для себя, а мы в этом ему помогаем. Отметки, замечания и угрозы приучили ученика к тому, что он работает, чтобы избежать наказания или получить желаемую отметку.

В наших силах изменить эту ситуацию. Каждый учитель влияет на формирование школьной культуры. Учитывая описанные факторы мы можем сделать так,  что ответственный и самостоятельный ученик будет правилом, а не исключением.

http://marinakurvits.com/vovlechenie_uchenika/

Комментариев нет:

Отправить комментарий